Аддиктивное поведение – злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, куда относятся алкоголь и табак до формирования зависимости от них.
Общие признаки начала употребления психоактивных веществ подростками:
1. Снижение интереса к учёбе, обычным увлечениям.
2. Появление отчуждённости, эмоционально холодного отношения к окружающим, усиление таких черт, как скрытность и лживость.
3. Наличие эпизодов агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
4. Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
5. Эпизодическое наличие крупных или небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появление стремления занять деньги или отобрать их у более слабых.
6. Стремление общаться по преимуществу с теми подростками, которые употребляют те или иные психоактивные вещества (и это известно в школе).
7. Повышенный интерес к детям и подросткам из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
8. Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулёчков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.
9. Изменение аппетита – от полного его отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодическое появление тошноты, рвоты.
10. Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых оболочках.
11. «Беспричинное» сужение или расширение зрачков.
При оценке употребления психоактивных веществ всегда необходимо проявлять тактичность и осторожность. Особенно это относится к работе с несовершеннолетними.
Основными требованиями к специалистам образовательного учреждения при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотических или токсических веществ являются:
1. Избегание при первом контакте с подростком, предположительно употребляющим психоактивные вещества, репрессивной и осуждающей тактики, стремление убедить его в целесообразности обращения за медицинской помощью.
2. Предложение помощи подростку корректным и, если ситуация позволяет, то ненавязчивым способом.
. Запрет на разглашение информации о наркологических проблемах подростка. В противном случае это приводит к полному прекращению продуктивного контакта между представителем образовательного учреждения и самим подростком, а также может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.
4. Владение информацией об учреждениях (в том числе и об общественных организациях), оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним (особенно анонимную).
5. Владение информацией о семье и о микросоциальном окружении по месту жительства подростка, употребляющего психоактивные вещества.
При подозрениях на употребление наркотиков подростком, наиболее оправданными могут считаться следующие действия:
1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или законным представителям, опекунам учащегося.
2. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов наркоманической группы. В ряде случаев это целесообразно осуществлять в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
3. Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с подростковым наркологом.
4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме
|