Персональный сайт - Публикации
 
Пятница
17.05.2024
05:46
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя английского языка Смирновой Е.А.
Главная Регистрация Вход
Публикации »
Меню сайта

Наш опрос
Why do you study English?
Всего ответов: 9

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статья о влиянии семейного воспитания на развитие страхов у подростков опубликована в журнале "Рождение и жизнь" по материалам международной конференции в г. Санкт Петербурге в 2010 году Авторы: Пушина В.В., Смирнова Е.А. http://www.medpsy.ru/library/library067.pdf


ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СТРАХОВ У

ПОДРОСТКОВ

В.В. Пушина, Е.А. Смирнова

Волжский государственный инженерно-педагогический университет

Н. Новгород

Страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия [2].

В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития человека. Первичная эмоция страха на сильный раздражитель наблюдается уже у новорожденного. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя [1]. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения порождает неуверенность в себе и отсутствие понимания со стороны взрослых, чувства опасности в социальном окружении.

Вырастающая из страхов неуверенность в себе и в других служит у подростка основой настороженности и подозрительности, что оборачивается недоверчивостью, предвзятостью и конфликтностью в отношениях с окружающими людьми, обособленностью своего «я» и уходом от реальной действительности. Страхи у подростков могут сопровождаться навязчивыми мыслями, какой-либо неудачи, поражения, стыда, опасениями, что его никто не любит, не понимает, у него нет будущего, формирования депрессивного мироощущения.

Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием предшествующих страхов и тревог. По мнению А.И.Захарова, у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще.

Успешность устранения страхов зависит от знания их причин.  А.И.Захаров главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, считает неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. Не выявленные страхи, не предпринятые психокоррекционные мероприятия по их устранению, приводят к большей вероятности развития в подростковом возрасте опасности формирования тревожно-мнительных черт характера и неврозов. Следовательно, наше исследование по выявлению страхов у подростков и влияние семейного воспитания отца и матери на их развитие является актуальным.

В исследовании принимало участие 80 респондентов. Из них 40 учащихся 7-х классов в возрасте 12-13 лет и 40 родителей подростков.

Цель исследования: выявить особенности факторов семейного воспитания и их влияние на развитие страхов у подростков.

Изучение семейного воспитания проводилось с помощью опросника «Анализ семейного воспитания» (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис) [3], определение страхов у подростков проведено с помощью опросника А.И.Захарова [1].

Анализ семейного воспитания показал, что матери больше внимания уделяют в семье сыну, проявляют к нему воспитательную неуверенность, больше переживают о его здоровье, стараются предъявлять максимум санкций.

Дочерям матери больше, чем сыновьям делают указаний, проявляют неустойчивость требований, запретов и санкций, неразвитость родительских чувств, выносят супружеский конфликт в сферу взаимодействия с дочерью, подкрепляют нежелательные качества у девочки, Достоверные различия в семейном воспитании подростков матерью по отношению к дочери по шкале вынесения супружеского конфликта в сферу ее воспитания (р <0,001).

Следовательно, матери больше вовлекают в разрешение супружеских конфликтов дочерей, чем сыновей.

Анализ семейного воспитания отцов показал, что они больше внимания уделяет воспитанию сыну. Отец больше наказывает сына, чем дочь переживает о его здоровье. Отец выносит конфликтные отношения с супругой в сферу воспитания дочери, больше предъявляет ей указаний, требований и запретов.

Достоверные различия семейного воспитания отца к подросткам выявлены по отношению к дочери, в виде вынесения супружеского конфликта в сферу ее воспитания.

Анализ семейного воспитания показал, что родители предъявляют не одинаковые требования к подросткам, их воспитательные воздействия часто противоречат друг другу. Выражение недовольства воспитательными методами родителей друг другом проявляется в характерное проявление вынесения конфликта между супругами чаще в сферу воспитания дочерей.

По результатам исследования основных страхов выявилось, что у девочек больше страхов, чем у мальчиков, что подтверждает данные А.И.Захарова. Достоверные различия страхов между подростками выявлены у девочек по страхам: нападения кого-либо (р<0,001), смерти родителей (р<0,001), мистических персонажей (р<0,001), страх перед сном (р=0,002), животных (р<0,001), находиться в тесном помещении (р=0,002), неожиданных звуков (р=0,002).

Результаты по всем видам дополнительных страхов также больше у девочек, чем у мальчиков. Достоверными различиями по дополнительным страхам подростков выявлено у девочек в виде «что-либо сделать не так» (р<0,001), «когда тебя ругают» (р=0,005), «когда про тебя говорят плохое» (р=0,003), «стать плохой» (р=0,001), «обидеть кого-то» (р=0,002), «что тебяникто не поймет» (р=0,001), «что у тебя ничего не получиться» (р<0,001), «что тебя заставят делать то, что ты не хочешь» (р<0,001), «быть не таким, как все» (р=0,004).

Анализ фактора страхов у девочек выявил положительную корреляцию с факторами неустойчивости запретов, минимальностью санкций (р<0,005) со стороны матери, проекции мужских качеств (р<0,005) в дочери отцом и отрицательную корреляцию с неуверенным воспитанием папы (р<0,001). Можно предполагать, что чем чаще проявление неустойчивости запретов к дочери со стороны матери и минимальности к ней наказаний, когда отец отмечает в девочке мужские качества, закрепляя их внимательным отношением к ней, тем выше уровень страхов у их дочери.

Анализ фактора страхов у мальчиков выявил положительную корреляцию с факторами конфликтности с мамой (р<0,005), проекцией в личности мальчика со стороны отца женских качеств (р<0,005), отрицательную корреляцию со значимостью матери (р<0,005).

Следовательно, если у мальчика повышается конфликтность с матерью, тем самым уменьшается ее значимость и отец отмечает в мальчике преобладание женских качеств, то у сына увеличивается уровень страхов.

Таким образом, наше исследование показало, что развитие страхов у подростков зависит от факторов семейного воспитания родителей.

Анализ семейного воспитания родителей показал, что мама и папа больше внимания обращают на воспитание мальчиков, чем девочек. Дочерей чаще, чем сыновей родители включают в супружеский конфликт. Эти данные возможно и объясняют увеличение страхов у дочерей, чем у сыновей в подростковом возрасте.

В качестве улучшения семейных взаимоотношений и уменьшения страхов у подростков нами были разработаны рекомендации для родителей.

1. В общении с подростков избегайте проявления чрезмерной безапелляционной власти и жесткой требовательности.

2. Предъявляйте одинаковые требования к дочери и сыну в семье, воспитательные воздействия не должны противоречить друг другу.

3. Выражение недовольства воспитательными методами другого супруга не проявляйте в сферу воспитания детей.

4. Учитывайте, что мальчики в семье больше, чем девочки переживают эмоциональное отвержение, для них важен тесный эмоциональный контакт больше с отцом, а не с матерью.

5. Отмечайте в дочери женские качества, а в сыне мужские качества удовлетворяйте основные потребности подростков, поощряйте их самостоятельность.

6. Проявляйте уверенность в семейном воспитании и требовательность к подросткам по выполнению обязанностей в семье.

7. Предъявляйте к подросткам одинаковые запреты, обращайте внимание на положительные качества их личности.

8. По нашему мнению, выполнение данных рекомендаций родителями улучшит их взаимоотношения в семье, будет способствовать гармоничному развития личности подростка.

Литература

1. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб: ЭКСМО-Пресс, 2000.

2. Изард К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2009.

3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2008.

РЕЗЮМЕ

Представлены результаты исследования страхов у подростков 12-13 лет и анализа семейного воспитания их родителей. Показаны взаимосвязи фактора страхов у подростков с особенностями семейного воспитания папы и мамы.

Разработаны рекомендации для улучшения семейных взаимоотношений и уменьшения страхов у подростков для родителей.

SUMMARY

Results of research of fears at teenagers of 12-13 years and the analysis of family education of their parents are presented. Interrelations of the factor of fears at teenagers with features of family education of the daddy and mum are shown. Recommendations are developed for improvement of family mutual relations and reduction of fears at teenagers for parents.


Сборник методических материалов Лучшие материалы «Инфоурок» - 2019 (III часть) https://infourok.ru/backOffice/achievement

Test 9th Form. Pronouns, Modal Verbs.

I variant.

I. Fill in the correct possessive adjective or pronoun.

  1. A: Why did you lend Alf your jacket?

B: Because he forgot ….and it was cold.

  1. A: Lisa looks upset. ….eyes are very red.

B: Yes. She had an argument with …best friend.

  1. A: Tom looks nice. …new clothes suit him.

B: Yes. I like…new clothes.

  1. A: Have you met …new boss yet?

B: No, but I have met …secretary.

5. A: Mr and Mrs Ford must be rich. …car is very expensive.

B: Yes, and it’s much faster than…

6. A: I like …dress.

B: Oh, it’s not… . My sister lent it to me.

  1. A: Kathy enjoys … job.

B: Yes, and she gets on very well with … colleagues.

  1. A: Have you seen…keys?

B: Yes. They’re on the table beside… .

 

II. Use reflexive pronouns in the following sentences.

f.e. I closed the door behind myself.

1. They told me the news …. .

2. She will answer the letter …. .

3. The found …. in a strange place.

4. I’ll pay for …. .

5. Don’t worry about Tom and me. We can look after … .

6. Dad fixed the roof by …. .

7. You look pleased with … .

8. He hates travelling by … .

III. Fill in can, can’t, must, mustn’t, needn’t or have to. .

f.e. A: Is Jason at work today?

B: He can’t be. His car isn’t in the car park.

1A: I can’t do my German homework. It’s too difficult.

B: I’ll help you. I … speak German.

  1. A: I’m going to watch television.

B: Alright, but you …… stay up too late.

  1. A: We … book a taxi to take us to the airport.

B: I’ll do it now.

  1. A: Shall I cook dinner tonight?

B: No, you …. . We’re going to a restaurant.

  1. A: I didn’t know Rachel was in the choir.

B: Oh, yes. She … sing beautifully.

  1. A: Has Tim bought a car yet?

B: He … have. I saw him on the bus yesterday.

  1. A: She … be very rich.

B: Yes. She’s got a huge house and an expensive car.

  1. A: I did the washing-up for you.

B: Oh, you…. have, but it was kind of you.

  1. A: Would you like to come to my party on Saturday night?

B: I’d like to, but Mum says I …. visit my grandparents.

 

 

Test 9th Form. Pronouns, Modal Verbs.

II variant.

I. Fill in the correct possessive adjective or pronoun.

 

  1. A: Have you met your new neighbours yet?

B: No, I’ve seen …. children in the garden.

  1. A: Jack looks upset. ….eyes are red.

B: Yes. He had a problem with …friend.

  1. A: Marry looks nice. …new dress suit her.

B: Yes. I like…new dress.

  1. A: Have you met …new teacher yet?

B: No, but I have met …pupils.

5. A: The Stogovs must be rich. …car is very expensive.

B: Yes, and it’s much faster than…

6. A: I like …jeans.

B: Oh, it’s not… . My sister lent it to me.

  1. A: Rose enjoys … job.

B: Yes, and she gets on very well with … colleagues.

  1. A: Have you seen…. books?

B: Yes. They’re on the table beside… .

II. Use reflexive pronouns in the following sentences.

f.e. I closed the door behind myself.

1. The girl has hurt …. .

2. He put the fire out by …. .

3. She is looking at … in the mirror..

4. They are serving …. .

5. He cooked the food by … .

6. They bought this house for …. .

7. You are enjoying … .

8. We introduced … .

III. Fill in can, can’t, must, mustn’t, needn’t or have to. .

f.e. A: Is Jason at work today?

B: He can’t be. His car isn’t in the car park.

1. A: Wow! Look at that man in the beautiful car.

B: Yes, he must be very rich.

  1. A: I’m going to watch video.

B: Alright, but you …… stay up too late.

  1. A: We … book a taxi to take us to the station.

B: I’ll do it now.

  1. A: Shall I cook breakfast tomorrow?

B: No, you …. . We’re going to a cafe.

  1. A: I didn’t know Rachel was in the choir.

B: Oh, yes. She … sing beautifully.

  1. A: Has John bought a car yet?

B: He … have. I saw him on the bus yesterday.

  1. A: Mr Barker … be very rich.

B: Yes. He’s got a huge house and an expensive car.

  1. A: I did the washing-up for you.

B: Oh, you…. have, but it was kind of you.

  1. A: Would you like to come to my birthday party on Saturday night?

B: I’d like to, but Mum says I …. visit my grandparents.


Рекомендации по составлению официального письма https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2019/01/27/prezentatsiya-rekomendatsii-po


Множественное число существительных. There is/ There are https://infourok.ru/mnozhestvennoe-chislo-suschestvitelnih-tere-is-tere-are-3544756.html


Проверочная работа на тему "Present Simple" (3 класс)


Тест "Алфавит". Заглавные и строчные буквы.


Проверочная работа на тему "Present Continuous" (3 класс)

Урок в 10 классе на тему "Britain's young consumers" к учебнику Spotlight 

 Урок английского языка в 10 классе на тему «Free time activities» 

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта