Персональный сайт - Каталог статей
 
Пятница
17.05.2024
08:50
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя английского языка Смирновой Е.А.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Наш опрос
Why do you study English?
Всего ответов: 9

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СТРАХОВ У

ПОДРОСТКОВ

В.В. Пушина, Е.А. Смирнова

Волжский государственный инженерно-педагогический университет

Н. Новгород

Страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия [2].

В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития человека. Первичная эмоция страха на сильный раздражитель наблюдается уже у новорожденного. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя [1]. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения порождает неуверенность в себе и отсутствие понимания со стороны взрослых, чувства опасности в социальном окружении.

Вырастающая из страхов неуверенность в себе и в других служит у подростка основой настороженности и подозрительности, что оборачивается недоверчивостью, предвзятостью и конфликтностью в отношениях с окружающими людьми, обособленностью своего «я» и уходом от реальной действительности. Страхи у подростков могут сопровождаться навязчивыми мыслями, какой-либо неудачи, поражения, стыда, опасениями, что его никто не любит, не понимает, у него нет будущего, формирования депрессивного мироощущения.

Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием предшествующих страхов и тревог. По мнению А.И.Захарова, у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще.

Успешность устранения страхов зависит от знания их причин.  А.И.Захаров главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, считает неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. Не выявленные страхи, не предпринятые психокоррекционные мероприятия по их устранению, приводят к большей вероятности развития в подростковом возрасте опасности формирования тревожно-мнительных черт характера и неврозов. Следовательно, наше исследование по выявлению страхов у подростков и влияние семейного воспитания отца и матери на их развитие является актуальным.

В исследовании принимало участие 80 респондентов. Из них 40 учащихся 7-х классов в возрасте 12-13 лет и 40 родителей подростков.

Цель исследования: выявить особенности факторов семейного воспитания и их влияние на развитие страхов у подростков.

Изучение семейного воспитания проводилось с помощью опросника «Анализ семейного воспитания» (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис) [3], определение страхов у подростков проведено с помощью опросника А.И.Захарова [1].

Анализ семейного воспитания показал, что матери больше внимания уделяют в семье сыну, проявляют к нему воспитательную неуверенность, больше переживают о его здоровье, стараются предъявлять максимум санкций.

Дочерям матери больше, чем сыновьям делают указаний, проявляют неустойчивость требований, запретов и санкций, неразвитость родительских чувств, выносят супружеский конфликт в сферу взаимодействия с дочерью, подкрепляют нежелательные качества у девочки, Достоверные различия в семейном воспитании подростков матерью по отношению к дочери по шкале вынесения супружеского конфликта в сферу ее воспитания (р <0,001).

Следовательно, матери больше вовлекают в разрешение супружеских конфликтов дочерей, чем сыновей.

Анализ семейного воспитания отцов показал, что они больше внимания уделяет воспитанию сыну. Отец больше наказывает сына, чем дочь переживает о его здоровье. Отец выносит конфликтные отношения с супругой в сферу воспитания дочери, больше предъявляет ей указаний, требований и запретов.

Достоверные различия семейного воспитания отца к подросткам выявлены по отношению к дочери, в виде вынесения супружеского конфликта в сферу ее воспитания.

Анализ семейного воспитания показал, что родители предъявляют не одинаковые требования к подросткам, их воспитательные воздействия часто противоречат друг другу. Выражение недовольства воспитательными методами родителей друг другом проявляется в характерное проявление вынесения конфликта между супругами чаще в сферу воспитания дочерей.

По результатам исследования основных страхов выявилось, что у девочек больше страхов, чем у мальчиков, что подтверждает данные А.И.Захарова. Достоверные различия страхов между подростками выявлены у девочек по страхам: нападения кого-либо (р<0,001), смерти родителей (р<0,001), мистических персонажей (р<0,001), страх перед сном (р=0,002), животных (р<0,001), находиться в тесном помещении (р=0,002), неожиданных звуков (р=0,002).

Результаты по всем видам дополнительных страхов также больше у девочек, чем у мальчиков. Достоверными различиями по дополнительным страхам подростков выявлено у девочек в виде «что-либо сделать не так» (р<0,001), «когда тебя ругают» (р=0,005), «когда про тебя говорят плохое» (р=0,003), «стать плохой» (р=0,001), «обидеть кого-то» (р=0,002), «что тебяникто не поймет» (р=0,001), «что у тебя ничего не получиться» (р<0,001), «что тебя заставят делать то, что ты не хочешь» (р<0,001), «быть не таким, как все» (р=0,004).

Анализ фактора страхов у девочек выявил положительную корреляцию с факторами неустойчивости запретов, минимальностью санкций (р<0,005) со стороны матери, проекции мужских качеств (р<0,005) в дочери отцом и отрицательную корреляцию с неуверенным воспитанием папы (р<0,001). Можно предполагать, что чем чаще проявление неустойчивости запретов к дочери со стороны матери и минимальности к ней наказаний, когда отец отмечает в девочке мужские качества, закрепляя их внимательным отношением к ней, тем выше уровень страхов у их дочери.

Анализ фактора страхов у мальчиков выявил положительную корреляцию с факторами конфликтности с мамой (р<0,005), проекцией в личности мальчика со стороны отца женских качеств (р<0,005), отрицательную корреляцию со значимостью матери (р<0,005).

Следовательно, если у мальчика повышается конфликтность с матерью, тем самым уменьшается ее значимость и отец отмечает в мальчике преобладание женских качеств, то у сына увеличивается уровень страхов.

Таким образом, наше исследование показало, что развитие страхов у подростков зависит от факторов семейного воспитания родителей.

Анализ семейного воспитания родителей показал, что мама и папа больше внимания обращают на воспитание мальчиков, чем девочек. Дочерей чаще, чем сыновей родители включают в супружеский конфликт. Эти данные возможно и объясняют увеличение страхов у дочерей, чем у сыновей в подростковом возрасте.

В качестве улучшения семейных взаимоотношений и уменьшения страхов у подростков нами были разработаны рекомендации для родителей.

1. В общении с подростков избегайте проявления чрезмерной безапелляционной власти и жесткой требовательности.

2. Предъявляйте одинаковые требования к дочери и сыну в семье, воспитательные воздействия не должны противоречить друг другу.

3. Выражение недовольства воспитательными методами другого супруга не проявляйте в сферу воспитания детей.

4. Учитывайте, что мальчики в семье больше, чем девочки переживают эмоциональное отвержение, для них важен тесный эмоциональный контакт больше с отцом, а не с матерью.

5. Отмечайте в дочери женские качества, а в сыне мужские качества удовлетворяйте основные потребности подростков, поощряйте их самостоятельность.

6. Проявляйте уверенность в семейном воспитании и требовательность к подросткам по выполнению обязанностей в семье.

7. Предъявляйте к подросткам одинаковые запреты, обращайте внимание на положительные качества их личности.

8. По нашему мнению, выполнение данных рекомендаций родителями улучшит их взаимоотношения в семье, будет способствовать гармоничному развития личности подростка.

Литература

1. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб: ЭКСМО-Пресс, 2000.

2. Изард К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2009.

3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2008.

РЕЗЮМЕ

Представлены результаты исследования страхов у подростков 12-13 лет и анализа семейного воспитания их родителей. Показаны взаимосвязи фактора страхов у подростков с особенностями семейного воспитания папы и мамы.

Разработаны рекомендации для улучшения семейных взаимоотношений и уменьшения страхов у подростков для родителей.

SUMMARY

Results of research of fears at teenagers of 12-13 years and the analysis of family education of their parents are presented. Interrelations of the factor of fears at teenagers with features of family education of the daddy and mum are shown. Recommendations are developed for improvement of family mutual relations and reduction of fears at teenagers for parents.


Выступление на педагогическом совете

Смирнова Елена Алексеевна

учитель английского языка МБОУ СОШ № 130

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка

Coming together is a beginning,
                                                                                                       Keeping together is a process,
                                                                                                         Working together is a success
.
                                                                                                                                    
Henry Ford

Ещё в 5 веке до нашей эры Конфуций размышлял об одарённых детях и предлагал отбирать и развивать их интенсивно. Их обучали при дворе правителя, развивая в них творческую фантазию, способность к написанию стихов и романов, у них была безошибочная память и чрезвычайно логичное мышление.

Одарённость – совокупность врожденных способностей при условии их постоянной тренировки.

 Понятие «одарённый ребёнок» - весьма условное, и выявление одаренности – сложнейшая и плохо решаемая в психологии задача. Что это? Пожизненный дар или констатация особых возможностей в определённый период его жизни? Но если у ребёнка, при прочих равных условиях, необычайно быстрый темп умственного развития, а также достижения в той или иной деятельности, его можно назвать одарённым.

Одарённость – совокупность врожденных способностей при условии их постоянной тренировки.

 Понятие «одарённый ребёнок» - весьма условное, и выявление одаренности – сложнейшая и плохо решаемая в психологии задача. Что это? Пожизненный дар или констатация особых возможностей в определённый период его жизни? Но если у ребёнка, при прочих равных условиях, необычайно быстрый темп умственного развития, а также достижения в той или иной деятельности, его можно назвать одарённым.

Виды одаренности:

  • - интеллектуальная;
  • - творческая;
  • - академическая;
  • - художественно-эстетическая;
  • - социальная или лидерская;
  • - психомоторная (т.е. спортивная).

Зачем же учителю знать типы одаренности детей?

Все дело в том, что детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними учителей и психологов.

Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности.

1. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим – нет.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.

Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их принято называть, «вундеркиндов». Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных детей не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и творчески, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть «академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учеников получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышение способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).

В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности – и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники – это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

 3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей, – это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.

Как и предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности, а соответственно и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются учителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.

4. Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почти всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.

Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предлагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, не шаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и работе.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

5. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, – это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.

Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами анти социальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и вне меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, не представляющим все, же специального интереса.

Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности – это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Понимание типологии одаренности – это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

Основные принципы работы с ОР

             Педагог ДОЛЖЕН уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе = следовать принципу «принятия другого», т.е. изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями.

Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми

Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:

а) общая профессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;

б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.

 

Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:

а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности

 б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:

        не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность; не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;

 в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т. д.

 

Педагогическая позиция в отношении детской одаренности

  • Педагогический оптимизм;
  • Создание ситуаций успеха;
  • Создание ситуаций «продуктивный дискомфорт»;
  • Психолого-педагогическая поддержка

Формы обучения детей в условиях общеобразовательной школы.

  • Работа по индивидуальному плану
  • Составление индивидуальных программ обучения
  • Наставничество
  • Занятия по свободному выбору
  • Исследовательская деятельность
  • Проектный метод
  • Дифференциация параллелей
  • Перегруппировка параллелей
  • Выделение группы одаренных учащихся из параллели
  • Попеременное обучение
  • Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы
  • Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные группы

Диагностика одаренности

При диагностики одаренности я использую метод наблюдения. Я выделяю следующие признаки одаренности:

  • - может сразу заниматься несколькими делами
  • -любопытен
  • -имеет отличную память, склонность к систематизации, коллекционированию
  • -имеет большой словарный запас
  • -может прослеживать причинно- следственные связи и делать собственные выводы
  • -легко абстрагирует мышление
  • -любит сам решать трудные задачи
  • -имеет хорошие математические способности
  • -проявляет повышенную концентрацию внимания на чем-либо или упорство
  • - сильно развито чувство справедливости
  • -наделен ярким воображением
  • -имеет развитое чувство юмора
  • -многое понимает и чувствует без слов
  • -легко уязвим

 

Система работы с одаренными детьми

Урочная деятельность

  •  Традиционный урок
  •  Нестандартные уроки
  •  Уроки с ИКТ
  •  Проекты
  •  Интернет - уроки

Внеклассная работа

  •  Предметные декады
  •  Научно-исследовательская работа
  •  Предметные олимпиады
  •  Спецкурсы
  •  Практикумы
  •  Индивидуальная (групповая) работа

Система дополнительного образования

  •  Дистанционные олимпиады
  •  Дистанционные конкурсы
  • Дистанционное обучение
  • Самостоятельная работа учащихся
  •  Языковой портфолио

 

Основные черты, присущие одаренным детям в процессе обучения иностранному языку:

  • Позитивные:

-хорошая память

-развитое мышление,

- высокий интеллект

-владение богатым словарным запасом

  • Негативные:

-нетерпимость

-стремление к лидерству, завышенные требования к окружающим

-непринятие традиционных методов обучения

 

Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому важно, чтобы это были и индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные), которые дают возможность одаренному ребенку адаптироваться к взаимодействию с другими детьми, научиться прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения, корректировать свое поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, команды.

Главное выбрать ту форму работы, которая в большей степени раскроет способности талантливых учащихся, создаст ситуацию успеха и атмосферу радости общения. Такой формой работы на моих занятиях является метод проектов. Преимущества данного метода таковы:

  • - реализация дифференцированного подхода к обучению;
  • - возможность сочетать индивидуальные, парные и групповые формы -- многообразие форм реализации проекта и оформления конечного результата, например: экскурсия, игры-путешествия, конференции по проблемам исследований, выпуски альбома, представление проекта озеленения территории школы, систематизация справочного материала и т.п.;
  • - реализация творческого потенциала учащихся и учителя, создание позитивного настроя (ситуации успеха), стимула для дальнейшего творчества;
  • - повышение самооценки;
  • - создание позитивной модели социального взаимодействия и сотрудничества в рамках сферы учебной и исследовательской деятельности;
  • - использование иностранного языка как инструмента познания и средства общения.

Виды работ с одаренными детьми на уроках английского языка

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения экспериментов и исследований.

Действия учителя при организации проектного метода:

  • Помогает ученику определить цель деятельности,
  • Рекомендует источники получения информации,
  • Раскрывает возможные формы деятельности,
  • Содействует прогнозированию результатов выполнения проекта,
  • Создаёт условия для активности школьника,
  • Является партнером,
  •  Помогает ученику оценить полученный результат и т.п.

Действия ученика, выполняющего проект:

  • Определяет цель своей деятельности;
  • Открывает новые знания;
  • Экспериментирует;
  • Выбирает пути решения возникающих проблем;
  • Несёт ответственность за свою деятельность и т.п.

Секрет успеха заключается в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень мотивации их участия в деятельности резко повышается.

Ролевые игры

Необходимым условием для успешного обучения я считаю установление контакта с учащимися, создание ситуации успеха и атмосферы радости общения. Особенно это важно в начальной школе, в период впитывания и высокой восприимчивости к окружающим воздействиям. Характерные способности детей этого возраста – доверчивое подчинение авторитету, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Главная форма работы на моих уроках в младших и пятых классах – это игра. В игре ребенок выше себя, он совершает прыжок над уровнем своего развития. Игра – мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, символическая функция игры для одаренных детей особенно важна. У одаренного ребенка смысловой тип обучения доминирует, поэтому постижение смыслов через игровую форму приобретает для него еще большую важность. В игре дети познают себя и развиваются.

Игры:

  1. Активизируют творческий процесс на уроке.
  2. Включают элементы драматизации.
  3. Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.
  4. Предполагают неформальное общение.

 

Метод деления на группы

Я применяю метод деления на группы на основе ведущего канала восприятия. Это позволяет добиться большего обучающего эффекта. Например, игра «В кафе», где у каждой группы свое задание и свой лидер.

 Следующий пример: группы делятся на пары (мальчик и девочка). Каждая пара получает свое задание: 3 предложения и 3 иллюстрации к ним. Задания каждой группы связаны единой темой. Например, при изучении темы

«Семья» одна из пор получает такие предложения: «This is my granny/ She lives in a house. She has a cat». Предложения и картинки к ним перемешаны. Дети работают в парах. Девочка читает мальчику предложения, а мальчик подбирает к ним подходящие картинки. Потом они вместе расставляют их в логическом порядке и наклеивают на лист. Составленный мини-текст мальчик зачитывает всему классу. В итоге у класса получается единый текст «Семья».

 Используя такое упражнение, я достигаю сразу несколько целей. Обладая более развитыми фонетическими навыками и работая сообща, девочки помогают развивать их у мальчиков. А мальчики задают более быстрый темп работы пары. В этой работе сильный ребенок может более полно проявить себя, развиваясь сам и помогая другому.

Типы творческих заданий:

  • Придумать загадку;
  • Составить чайнворд, кроссворд, ребус;
  • Конкурсы сочинений;
  • Конкурсы переводчиков;
  • Составить quiz по заданной теме.

Научно-исследовательская деятельность

Вовлекая школьников в исследовательскую работу, ставлю следующие задачи:

1. раскрытие интересов и склонностей учащихся в научно-поисковой деятельности;

2. создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность;

3. подготовка к самостоятельной исследовательской работе;

4. проведение исследований, имеющих практическое значение;

5. разработка и реализация исследовательских проектов;

6. содержательная организация свободного времени школьников;

7. формирование развивающей образовательной среды для школьников

Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять интересы ребенка, его уникальные таланты, развивать качества будущих творцов и ставит перед ним новые, увлекательные задачи.

1. Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы.

2. Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор.

3. Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение.

4. Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей профессии.

5. Выступая много раз перед аудиторией, учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии.

6. Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю раскрыть способности учащихся к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает открытие учеником собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

Таким образом, исследовательская деятельность играет большую роль для ра

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта